Анечка (annie_celeblas) wrote,
Анечка
annie_celeblas

Category:
  • Mood:

Brain Rules for Baby

Во время беременности Томом и после нее я прочитала некоторое количество книг о воспитании, еде и прочем. Решила законспектировать интересное в постах, может, еще кому-то покажется интересным и полезным. Начну с последней прочитанной книги, Brain Rules for Baby. Автор ее молекулярный биолог Джон Медайна (который живет в Сиэтле, кстати) и очень серьезно подошел к теме. Все рассуждения и советы в книге подкреплены исследованиями и много объясняется про то, как развивается и работает мозг, говорится про эмоции и прочие интересные темы. И в конце каждой главы кратко перечисляются ключевые темы, что очень удобно для конспектирования после того, как книга уже прочитана. В целом книгу я рекомендую интересующимся темой, а под катом запишу ключевые моменты из каждой главы.

Беременность

* В первую половину беременности надо оставить плод в покое.
* Ни один коммерческий продукт, якобы улучшающий интеллект ребенка (вроде дисков с музыкой Моцарта) никак не влияет на ребенка на самом деле.
* Во второй половине беременности ребенок начинает получать и усваивать много информации, например, они чувствуют запах духов матери и вкус еды, которую она ест.
* Будущая мама может благотворно повлиять на умственные способности будущего ребенка четырьмя способами - набрать правильный вес, правильно питаться, умеренно заниматься физической активностью и избегать сильного и повторяющегося стресса.

Отношения

* В счастливой семье - счастливые дети.
* Больше 80-ти процентов пар испытывают очень сильное ухудшение в качестве супружеской жизни после того, как становятся родителями.
* Враждебность между родителями может навредить развитию мозга и нервной системы новорожденного - мозг прежде всего стремится к безопасности, и если ребенок не чувствует себя уверенно в обстановке постоянных конфликтов, его мозг направляет основные силы не на развитие, а на поиски убежища.
* Эмпатия понижает враждебность. В любых конфликтах нужно всегда стараться понять другую сторону. То, что очевидно тебе, совершенно необязательно очевидно партнеру.
* Все надо не подразумевать, а четко высказывать.
* Четыре наиболее распространенных причины “разборок” в семье это недосып, социальная изоляция, неравное распределение домашней работы и депрессия.
* Чтобы исправить отношения в семье, можно делать следующее: спрашивать друг у друга, как дела, минимум два раза в день; регулярно заниматься сексом; стараться развить в себе эмпатию по отношению к партнеру; поровну делить домашнюю работу; если поругались при детях, мириться надо тоже при детях, чтобы моделировать у них правильное поведение.

Умный ребенок: семена

* Наследственность ответственна примерно за 50% интеллекта ребенка.
* IQ это только один показатель интеллектуальных способностей, далеко не едиственный.
* У интеллекта много составляющих - желание исследовать, самоконтроль, креативность и коммуникативные способности. Наличие этих составляющих (особенно самоконтроля) намного лучше предсказывает академический успех, нежели высокий IQ.
* Чтобы хорошо развить коммуникативные способности, ребенку нужно постоянно видеть человеческие лица, с ним нужно разговаривать и разыгрывать эмоции. Ребенок учится, только видя настоящее человеческое лицо, но никак не экран телевизора/компьютера.

Умный ребенок: почва

* Как помочь ребенку учиться всему: кормить грудью (желательно год), разговаривать с ним (комментировать все, что видите вокруг; “золотой стандарт” это 2100 слов в час), играть, не мотать ребенка по всяким кружкам с раннего детства, следить за своим поведением и хвалить усилия, а не ум (т.е. говорить не “какой ты умный, как хорошо сделал Х”, а “Как ты постарался, как хорошо сделал Х”).
* Мозг больше заинтересован в выживании, а не в хороших оценках, поэтому давить на ребенка, заставляя его что-то выучить до того, как его мозг созрел для этого, только повредит развитию.
* Что еще вредит раннему развитию: сидение перед телевизором (рекомендация не давать ребенку ничего смотреть до двух лет как минимум), выученная беспомощность (learned helplessness - когда за ребенка всегда все делают) и сидячий образ жизни.

Умный ребенок: семена

* Дети рождаются с определенным темпераментом.
* Самый лучший критерий, предсказывающий счастливых людей - наличие друзей.
* Эмпатия помогает завести друзей.
* Дети, которые учатся управлять своими эмоциями, обзаводятся более крепкими друзьями.
* Эмоции не сосредоточены в одной части мозга.
* Эмоции необычайно важны для мозга, они помогают ему identify, filter and prioritize.
* Возможно, есть генетическая составляющая, определяющая, насколько счастливым может стать ваш ребенок (варианты следующих генов: МАОА, помогающий уменьшить боль от эмоциональной травмы, DRD4-7, защищающий от insecurity и 5-HTT, помогающий противостоять стрессу).

Умный ребенок: почва

* То, как родители реагируют на сильные эмоции ребенка, очень сильно влияет на то, насколько счастливым будет ребенок, когда вырастет.
* Чтобы помочь ребенку развить эмпатию, надо давать ему общаться с другими детьми, разговаривать о том, что чувствуют другие людии, читать вместе, описывать эмоции, которые, по вашему мнению, сейчас чувствует ребенок, отводить много времени слушанию музыки и возможно игре на музыкальных инструментах (долгое слушание музыки помогает лучше понимать эмоции людей).
* Дети счастливее всего, когда родители требовательны, но ласковы. Медайна приводит вот такую известную таблицу соотношения родительской требовательности и отзывчивости.
* Эмоции нужно принимать и называть, но не судить.

Нравственный ребенок

* Дети рождаются с врожденным понятием морали, того, что правильно, а что нет
* Отделы мозга, обрабатывающие эмоции и отделы, ответственные за принятие решений работают вместе как посредники нравственного осознания
* Нравственное поведение ребенка развивается с течением времени и требует особого руководства от родителей.
* То, как родители относятся к правилам, имеет большое значение: нужно обозначать реалистичные и четкие правила, последовательные и быстрые последствия за нарушение правил и похвалу за хорошее поведение. По-английски это называется CAP - Clarity, Accepting, Praise.
* Дети скорее поймут и примут нравственное поведение если родители объяснят, почему определенное правило и наказание за нарушение существуют. Например, нужно говорить не “Не трогай собаку, а то пойдешь в угол”, а “Не трогай собаку, а то пойдешь в угол. Эта собака злая и может тебя укусить.” Эффективная система наказаний за непослушание по-английски называется FIRST - firm, immediate, reliable, safe, tolerant.

Вот и все. Надеюсь, было интересно это прочитать. Я сама наверное буду этот конспект время от времени перечитывать, а если вам пост показался интересным, очень рекомендую прочесть саму книгу.
Tags: books
Subscribe

  • Climate Pledge Arena

    Я писала уже про концерт Coldplay, теперь хочу немного написать про арену, где этот концерт состоялся. Арена эта находится в Сиэтле, в месте,…

  • Хэллоуинское

    У нас пока еще 31-е октября, так что с Хэллоуином всех, кто любит этот праздник. :) Хочу показать немного хэллоуинских фотографий. В пятницу у Тома в…

  • Peace Arch

    Когда мы отдыхали на северной границе Вашингтона, решили съездить к Peace Arch, парку на самой границе с Канадой. Хоть одним глазком поглядеть на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 28 comments

  • Climate Pledge Arena

    Я писала уже про концерт Coldplay, теперь хочу немного написать про арену, где этот концерт состоялся. Арена эта находится в Сиэтле, в месте,…

  • Хэллоуинское

    У нас пока еще 31-е октября, так что с Хэллоуином всех, кто любит этот праздник. :) Хочу показать немного хэллоуинских фотографий. В пятницу у Тома в…

  • Peace Arch

    Когда мы отдыхали на северной границе Вашингтона, решили съездить к Peace Arch, парку на самой границе с Канадой. Хоть одним глазком поглядеть на…