А потом я приехала в Израиль и пошла в университет. Точнее, сначала даже не в университет, а на мехину, подготовительное отделение для студентов без израильского аттестата зрелости. По результатам распределительных экзаменов меня определили в сильнейшие группы по английскому, ивриту и математике. А т.к. занятия английским и ивритом в этих группах планировались только во втором семестре, и в первом тогда надо было учить только математику и историю, мне разрешили взять любой предмет с первого курса; так сказать, в рамках факультативных занятий. Я выбрала "Введение в компьютерные науки для математиков" - решила посмотреть, что же такое программирование.
С первыми двумя заданиями на курсе я со скрипом, но справилась, а вот на третьем натолкнулась на стену. Я не понимала, что нужно делать, как писать, что вообще происходит. К тому же, я не знала никого, с кем можно было бы посоветоваться - предмет брали одни первокурсники. Ага, и с ними я, маленькая подготовишка (на самом деле, я не чувствовала себя особо маленькой, просто неуверенной). В общем, в один из вечеров, когда я вконец измучилась бессмысленным сидением в компьютерной лаборатории, меня накрыла истерика. Я прорыдала всю дорогу домой. Не потому, что боялась получить плохую оценку - в конце концов, курс даже не шел мне в общий зачет; это был просто способ занять время, милостиво одобренный руководством мехины. А потому, что я впервые за шестнадцать лет жизни столкнулась с феноменом бессилия. Я, всю жизнь бывшая лучшей ученицей не за счет тяжелой работы, а исключительно благодаря природной способности впитывать знания, не могла сделать задание. И это открытие меня сразило.
Экзамен по предмету я, конечно, завалила, но этот курс все же много мне дал. Во втором семестре я взяла "Введение в компьютеры" уже на мехине. Материал там давался в намного меньшем объеме (но и намного худшим преподавателем), и все равно из 20-ти с лишним человек до экзамена дошли только 6, и я в их числе; единственный представитель женского пола, кстати. У меня даже хватило наглости пойти к преподавателю после экзамена и требовать, чтобы он мне поставил 100, а не 95, как вначале. Я взяла верх, и кстати, может именно это и позволило мне набрать достаточно баллов для поступления на первый курс Computer Science. Да, после всех переживаний, я все же подала документы на эту специальность - уговорили мама и консультант мехины, за что я им всегда буду благодарна. Мне было тяжело учиться, даже очень, но я ни о чем не жалею и профессию свою люблю (и потом, не пойди я туда, мы с моим мужем наверное никогда бы не встретились).
Но вот то самое чувство бессилия навсегда осталось со мной. Теперь-то я его, к сожалению, испытываю все чаще. Например, в последнее время я пытаюсь фотографировать еду, и получается настолько ужасно (и сервировка и сами фотографии), что это самое чувство накрывает все сильнее и сильнее.
А с другой стороны, вспоминая о том первом переживании чувства бессилия, я смотрю на себя сегодняшнюю, вспоминаю задания, от которых так плакала, и которые, если бы вдруг понадобилось, сегодня написала бы не задумываясь, автоматом, и это дает мне силы. Потому что если у меня получилось перебороть это чувство один раз, значит, может получиться и еще. Надо только достаточно сильно хотеть этого, не лениться (это самое сложное ;-)) и уметь превращать бессилие не в отчаяние, а в злость. "Ах, у меня не получается? Так я научусь и докажу себе, что могу". И я смогу. Наверное. Может быть. В общем, не исключаю такого варианта. ;-)
P.S. Перечитала пост - вместо жалобы на свои кривые руки получился гимн "если очень хочется, обязательно получится". Это что-то подсознательное.